Последние данные Минтранса о росте объёмов грузоперевозок Казахстана по ТМТМ на 63% за 7 мес. т.г. демонстрируют сохраняющийся высокий спрос на «Средний коридор».
«Взрывные» темпы его развития на протяжении последних двух лет «обязаны» эскалации геополитической напряжённости, как в соседних странах (РФ и Украина), так и в мире (ситуация в Красном море и проблемы с перевозками ч/з Суэцкий канал).
Многие эксперты пророчат коридору доминирующее положение в наземных транспортных связях между Востоком и Западом.
Такая перспектива предоставляет странам, расположенным вдоль маршрута, привлекательные возможности для перехода на качественно новый этап развития через увеличение объемов торговли и улучшения её структуры, диверсификацию экономики, привлечение инвестиций, углубление региональной и глобальной интеграции.
Однако, существующие барьеры в виде, прежде всего, инфраструктурных ограничений (в частности, требуется модернизация/электрификация имеющихся ж/д линий, строительство новых ж/д и автомобильных дорог, обновление и увеличение парка подвижного состава, расширение и углубление водных путей в портах Каспийского моря и т.д.) снижают конкурентоспособность маршрута.
К тому же, множественность границ и видов транспортов требуют колоссальной работы по координации и консолидации усилий всех участников для организации качественных и конкурентоспособных услуг по перевозке грузов.
В этом направлении ведётся большая работа. Много сделано в части развития инфраструктуры и наращивания логистических мощностей, а также институционализации процессов организации перевозок.
Однако, на наш взгляд, учитывая масштаб проекта важно более выверено подходить к оценке и принятию управленческих решений. Для этого нужны достоверные данные, в том числе, об объемах перевозок.
Однако, в государственной системе статистики данные по динамике перевозок по коридору ТМТМ, как, впрочем, и по остальным коридорам, отсутствуют.
Это порождает методологические пробелы и вопросы к оценкам работы коридора.
Так, анонсированный объем роста грузопотоков по ТМТМ на 63% до 2,5 млн тонн включает совокупный объем перевезенных грузов, в том числе нефти через казахстанские порты на Каспии и контейнерных транзитных поездов.
Немного в других цифрах это оценивается железнодорожниками – в 1,9 млн тонн, так как не учитываются объемы перевозок автотранспортом и экспорт нефти трубопроводным транспортом.
Отсутствие официальных данных по динамике и структуре перевозок по коридору ТМТМ не позволяют проанализировать факторы роста: за счет каких грузов или экономик каких стран вырос или изменился грузопоток, как изменилась структура грузов по сравнению с прошлыми периодами, а также проверить эффективность мер, реализуемых государственными органами и причастными организациями по развитию ТМТМ.
Для государства очень важны детальные оценки, а не просто генеральная совокупность. Это позволяет повысить качество аналитических выводов и своевременно принимать меры оперативного и стратегического характера.